Проблемы с получением госуслуг в сфере аккредитации?
Решаем вместе

на 26.04.2024  количество свободных мест в отделении социальной реабилитации - 3 

 

 

 

Проблемы лени и пассивности у детей.

04.05.2021
04.05.2021

Почему дети ленятся и что с этим делать

Детей, которые никогда не ленятся и всегда выполняют просьбы и задания сразу и с воодушевлением, кажется, не существует в природе. И это совершенно нормально, ведь мы тоже прекрасно знаем, как бывает сложно заставить себя что-то сделать. Но часто бывает, что ребенок систематически пренебрегает обязанностями и всячески уклоняется от домашней работы, помощи в уборке, самообслуживания, прогулок, чтения и многих других важных и полезных вещей. Как бороться с ленью ребенка и понять причины такой пассивности? Собрали для вас несколько полезных советов в этом материале.

Причины лени у детей и как с ними справляться

Их может быть много, но есть самые распространенные.

Ребенку скучно и неинтересно
Это, пожалуй, самая частая причина нежелания выполнять какое-либо действие. Нелюбимый предмет в школе, неинтересная задача, не понравившаяся книга или глава в учебнике. Если что-либо не вызывает у нас положительных эмоций, сложно заставить себя втянуться в процесс.

Тут есть несколько вариантов помощи ребенку. Можно мотивировать его на преодоление себя, обещая что-то весомое в конце («если ты дочитаешь эту главу, можешь дольше поиграть на планшете или посмотреть мультики»). А можно постараться показать, что в том или ином деле интересного. Например, рассказать какой-нибудь интересный факт по теме, которая кажется ребенку скучной. 

Ребенок переутомился

Слишком серьезная нагрузка кого угодно сделает «ленивым». Если у ребенка мало свободного времени и ему постоянно нужно что-то учить или выполнять какие-либо упражнения, усталость даст о себе знать в виде полного безразличия ко всему.

Не давайте ребенку переутомиться, соизмеряйте количество дополнительных и обязательных занятий, домашней работы, кружков и секций. Дайте ребенку самостоятельно решить (хотя бы частично), чем ему хочется заниматься, а чем — нет. Тогда на все, что останется в расписании, у него будет больше сил, а значит, и желания. И лень отступит.

Ребенок боится потерпеть неудачу

Иногда начать что-то не просто лень, а страшно. Ведь может не получиться так, как надо. Этот страх может быть скрыт в подсознании, поэтому на показ выставляется только нежелание.

Чтобы понять, если ли страх, поговорите с ребенком, выясните, как он относится к тому делу, которое ленится выполнять, что мешает ему в этом процессе. Возможно, ему действительно боязно из-за возможной неудачи, тогда вам стоит убедить его, что главное — попробовать. Помогите ребенку начать, подскажите пути решения.

 

Ребенок не видит смысла в действии

Действительно, если что-либо не принесет реальной пользы или она не очевидна, ребенок может усомниться в необходимости делать это. И бессмысленным для него может быть все: от банального «зачем мыть руки, если они все равно снова станут грязными» до школьных задач, которые вызывают недоумение и у вас самих.

Здесь поможет сила убеждения и дополнительная мотивация. Дайте ребенку смысл, и ему будет легче перебороть лень. Это может быть что-то локальное: чем быстрее сделаешь, тем быстрее сможешь пойти гулять. Или глобальное: если ты хорошо сделаешь домашнюю работу, то у тебя не будет проблем с этим предметом.

У ребенка просто такой темперамент

И тут поможет адекватное распределение нагрузки сообразно его возможностям. Конечно, пассивность иногда очень тяжело воспринимается в быту и учебе, но в ней есть свои прелести. Кроме того, у любого ребенка есть свои интересы, которыми можно оперировать в мотивации. Важно показать ему, что активность приносит не только пользу, но и приятные эмоции.

Ребенка слишком сильно опекают

Бывало ли такое, что вы перехватывали инициативу у ребенка, чтобы сделать что-то быстрее или лучше? Иногда этого требуют обстоятельства, но чаще всего таким образом мы снижаем желание ребенка делать что-то самостоятельно. Он чувствует себя неуверенно или просто знает, что все в любом случае сделают за него, поэтому напрягаться нет нужды.

Дайте ребенку проявить самостоятельность, даже если результат в вашем понимании будет далек от идеала. Лучше пусть он однажды сам плохо помоет пол, чем потом будет отлынивать от уборки под любым предлогом, потому что будет знать, что в конечном итоге вы сделаете все за него. Свобода действий — один из самых действенных мотиваторов. Ребенку нужно учиться и получать опыт, поэтому не стоит ограничивать его в порывах. Разумеется, это не касается чего-то опасного или вредного.

 

Решение

  • Не оскорбляйте и не высмеивайте ребёнка. Если постоянно называть подростка лодырем, он охотно будет следовать этой роли. Вспоминаем про мышцы: спортсмены постоянно тренируются, а не занимаются самобичеванием.
  • Предложите ребёнку заняться спортом. Спорт прокачивает привычку преодолевать себя, стремиться к результату, работать с самоотдачей. Важно выбрать вид спорта, который будет по душе и по силам.  
  • Создавайте привычки. Делать что-то регулярно — ещё один способ тренировки и укрепления той самой «мышцы силы воли». Не стоит сразу агитировать ребёнка бегать по утрам — начинайте с маленьких простых привычек. Например, пять минут зарядки по утрам, контрастный душ, еженедельная уборка в комнате. Главное — не продолжительность, а регулярность в борьбе с ленью.
  • Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка. Среди детей, так же как и среди взрослых, есть совы и жаворонки, сангвиники и флегматики. Холерику, например, трудно заниматься кропотливой работой, а сове тяжело воспринимать новый материал по утрам. Постарайтесь направить особенности биоритмов и темперамента вашего ребёнка ему во благо. 
  • Составьте индивидуальный план развития силы воли у ленивого подростка. Только обязательно вместе с ребёнком. Ведь речь идёт о его силе и его воле. Как и с тайм-менеджментом, инструменты нужно подбирать по возрасту.