Проблемы с получением госуслуг в сфере аккредитации?
Решаем вместе

на 26.04.2024  количество свободных мест в отделении социальной реабилитации - 3 

 

 

 

Причины непослушания детей.

04.06.2021
04.06.2021

ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ СТОЙКОГО НЕПОСЛУШАНИЯ ДЕТЕЙ

«Мой ребенок себя плохо ведет! Сладу с ним нет» - в отчаянии всплескивает руками мама... А думали ли вы, что значит «плохо себя вести»? Как правило, под этими словами мы подразумеваем такое поведение, которое не соответствует нашим ожиданиями и нашим критериям «хорошего» поведения и, соответственно, вызывает негативные чувства.

Давайте попробуем разобраться поточнее в мотивах и целях такого поведения. Ведь зачем-то же ребенок так себя ведет?

Рудольф Дрейкурс, известный психиатр, подробно занимавшийся этим вопросом, классифицирует «плохое» детское поведение на 4 категории. Каждая категория подразумевает свою ЦЕЛЬ, в том смысле, что ведь плохим поведением ребенок чего-то достигает, ну или стремится достичь. Эти цели актуальны не только для детей младшего возраста, но и для более старших детей, и даже взрослых.

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято обвинять. В их поступках ищут злой умысел. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных трудностей, реагируя на них сильнее, чем более устойчивые дети. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике или наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики.

Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  1. Борьба за внимание.

Внимание - базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье, с точки зрения физиологии. Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания...

  1. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «Я сам» 3-х летнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Если родители слишком часто делают замечания и дают советы, а их критика слишком резка, опасения преувеличены, то ребенок «восстает».

Проявление:

Активная форма

Истерики, вспышки гнева (не купили игрушку - истерика).

Манипулирование взрослыми для достижения своей цели.

Бросают вызовы.

Пассивная форма

Говорят нам то, что мы хотим слышать, но делают по-своему. 

 

3. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

«Вспомните, пожалуйста, случай из своего детства, когда вы продемонстрировали именно такое поведение». В каких формах это выразилось?

Проявления: прямые физические акты насилия, драки; непрямые акты насилия, портят что-то, ломают ваши любимые вещи.

4. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой.

Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно...», «Пусть буду плохим...». Всякое серьезное нарушение поведения — это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!»

Как можно отличить этот вариант поведения? (откладывание на потом выполнение чего-либо, не доведение до конца, при столкновении с заданием, требующим усилий, - плач и т.д.).

Примеры ситуаций

-   Мама пятилетнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь — и прямо на нас с палкой идет и бьет!» Как вы думаете, в чем причина агрессии ребенка? (Внимание)

-   Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть? (Самоутверждение)

-   Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить, отдалилась от нее. Отчуждение очень мучает маму. Но она не знает, как себя вести... (Потеря веры в успех)

-   Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает. Как быть? (Желание отомстить)

Выводы: чтобы помочь ребенку - нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно сначала разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно, ваши действия будут разными.

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в свои силы.

Притча

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает разговор о детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой

Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться

По приказу одеваться,

По приказу умываться,

Ровно заправлять постель,

По команде есть, садиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться:

Конец терпенью моему

Де-мо-би-ли-за-ци-я.

 

Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным:

родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт: переживания родителей — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех названных причин.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.

Если подоплека стойкого непослушания — противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.

Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у родителя — обида.

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Как видите, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к вашему случаю.

Что же делать дальше? Это, конечно, ключевой вопрос.

Первый и общий ответ на него такой: постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок.

Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.

Значит, задача родителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со стажем». И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему вашего ребенка: с чем, против чего или отчего он «воевал». А уж после этого гораздо легче перейти с позиции исправления на позицию помощи.

И последнее, что очень важно знать: вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.